Город Ломоносов уютно разместился на южном берегу Финского залива в 40 километрах от Петербурга и в 12 километрах от Петергофа. Город входит в ожерелье дворцов и парков Петербурга. Главная достопримечательнсть – дворцово-парковый ансабль XVIII века "Ораниенбаум".
История нашей школы началась в августе 1936 года, когда в Ораниенбауме на улице Лесной (ныне Дегтярева) было построено первое каменное школьное здание. В двухэтажном здании с широкими лестницами и печным отоплением разместились 17 классов. В школе были оборудованы химический и физический кабинеты, библиотека, буфет, радиоузел. Рядом был небольшой пришкольный участок и пруд. Ученики первой образцовой десятилетки, так стала именоваться школа, стали активными участниками жизни молодой Советской страны – не только постигали основы наук, но и изучали военное дело, помогали соседним совхозам в уборке урожая, ходили в походы, пели любимые песни. С энтузиазмом, свойственным юности, они вступали в новую, светлую жизнь. Но их мечты оборвала война.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. 2 октября школа была закрыта. Часть детей была эвакуирована, оставшиеся вместе с учителями находились на оборонных работах, работали в детских домах, формированиях противовоздушной обороны, солдатских столовых. Многие ушли добровольцами на фронт. Оставшиеся школьники (до 7 кл.) учились в Парковской школе в здании Картинного дома архитектурно-паркового ансамбля Ораниенбаум. Ораниенбаум находился в двойном кольце блокады и был центром малого блокадного кольца – «Ораниебаумского пятачка». В январе 1943 года с Ораниенбаумского плацдарма начался прорыв блокады.
1 сентября 1944 года 413 учащихся вновь приступили к учебе. Не хватало тетрадей и учебников, дети были ослаблены, но школа росла! В 1945-1946 учебном году в ней уже было около тысячи учеников. Ребята работали в собственном подсобном хозяйстве, ремонтировали школьное оборудование и учебные пособия, заготавливали дрова, помогали благоустраивать город и работали на сельскохозяйственных работах. Жизнь налаживалась.
В 1948 году город Ораниенбаум был переименован в город Ломоносов. М.В. Ломоносов владел землей недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудица. Ломоносов возродил в России искусство мозаики. В Усть-Рудице была построена фабрика цветного стекла. Смальты (цветные стеклышки) были использованы для создания мозаичных художественных полотен и в убранстве Китайского дворца – жемчужине дворцово-паркового ансабля XVIII века "Ораниенбаум" .
Старое здание школы уже не вмещало всех учеников, и в 1966 году в Ломоносове было построено новое четырехэтажное здание. Школа номер 1 переехала на улицу Восстания.29 августа 1978 года в связи с вхождением города Ломоносова в состав Петродворцового района, приказом Главного Управления народного образования города Ленинграда 1 средней школе был дан номер 426, а в 1993 году ей был присвоен статус гимназии.
С 1945 по 1952 годы в школе учились немецкие школьники, родители которых работали в научно-исследовательском институте. Институт и квартиры немецких ученых размещались во дворце А.Д. Меньшикова. Отношения одноклассников продолжаются и в наше время – встреча "Спустя полвека" состоялась в гимназии в 2008 году.
С 1991 года по программе «Интеркультура» в гимназии учатся ребята из Франции, Германии, Турции, США, Венесуэлы, Индонезии. Наши ученики также обучаются по годовой программе в Германии , Франции, США, Чехии.
Международные связи гимназии не ограничиваются только обменом учащимися. Гимназия участвует в проектах «Европа в школе», «Международная ассоциация чтения». Театр «КВН-Апельсин» является постоянным успешным участником фестиваля школьных театров Европы в городе Оберурзеле (Германия). Побратимские связи у школы с городами Германии (Оберурзель, Ораниенбург) и США (Фрамингам).
И сегодня наша гимназия занимает достойное место среди школ
Петродворцового района Санкт-Петербурга.
За много лет тысячи выпускников школы нашли свое место в жизни. И если была бы возможность собрать их всех вместе, то получился бы целый город. Город выпускников! В нем были бы свои строители и военные, рабочие и ученые, врачи и артисты, педагоги и инженеры. Жители этого города разного возраста, имеют разные увлечения, кто-то достиг большой известности, вершин мастерства, чьи-то успехи скромнее. Но в их биографиях есть общая строка – учеба в нашей школе.
Сегодняшняя гимназия - лидер в применении новых образовательных технологий, Федеральная экспериментальная площадка, Городской ресурсный центр, активный участник международных образовательных программ, творческая мастерская учителя.
В 2011 году мы отметили 75-летие.
Статус гимназии присвоен средней школе № 426 в 1993 году.
Режим работы гимназии:
ПН,ВТ,СР,ЧТ,ПТ,СБ с 8.00 до 20.00
Цель деятельности гимназии:
- формирование социально-адаптированной, конкурентно-способной личности, воспитанной в традициях Петербургской школы, обладающей прочными знаниями и методологической компетентностью.
Основные цели Образовательного учреждения:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование здорового образа жизни.
Основным предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация:
- общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля;
- общеобразовательных программ начального общего образования;
- дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей культурологической, социально-педагогической и художественно-эстетической направленностей.
Основными направлениями работы гимназии являются:
- Гимназия - здоровый образ жизни;
- Гимназия - творческая мастерская учителя;
- Гимназия - Малая Академия Гимназических Наук и Искусств.
Стратегия гимназии включает реализацию следующих задач:
- совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе использования инновационных технологий;
- создание оптимальных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;
- развитие и формирование коммуникативной культуры личности, воспитание интереса к процессу общения и сотрудничества;
- формирование социально-ориентированной личности;
- совершенствование материально-технической базы, приобретение наглядных пособий, ремонт помещений гимназии.
Решению поставленных задач способствует инновационная деятельность по следующим направлениям:
- внедрение инновационных образовательных и информационно-коммуникационных технологий;
- формирование социально-ориентированной личности;
- работа Детского общественного объединения.